УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Администрации города Новочеркасска

Деятельность / Методическая деятельность / Навигатор по комплексному учебно-методическому и программному обеспечению этнокультурного (казачьего) содержания регионального компонента дошкольного и основного образования

Нормативно-правовые
документы
Ученическое самоуправление
Методическое
обеспечение
Обычаи и традиции
Учебно- методическая картотека
Cетевое взаимодействие


Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельнсть "казачьих" обраразовательных организаций

ФEДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273
           Статья 12. Образовательные программы
           1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

  • УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №505 от 09.08.2020 Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении Российского казачества на 2021-2030 годы
          III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
          15. Реализация задачи по содействию воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества, обеспечению участия российского казачества в реализации государственной молодежной политики осуществляется по следующим основным направлениям:
    а) поддержка деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы с учетом культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества, в том числе деятельности по подготовке педагогических кадров;
    б) содействие созданию сети центров (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства), казачьих духовно-просветительских центров на базе казачьих обществ, иных объединений казаков и религиозных организаций Русской православной церкви;
    в) совершенствование имеющихся и издание новых учебных и учебно-методических пособий по истории и культуре российского казачества, духовно-нравственному воспитанию для общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов с учетом задачи по формированию общероссийской гражданской идентичности;
    г) содействие российскому казачеству в проведении патриотических акций, в том числе связанных с обустройством памятников и мест захоронения воинов, погибших при защите Отечества;
    д) осуществление мероприятий, посвященных памятным датам истории России, дням славы русского оружия - дням воинской славы, иным датам, связанным с военной историей российского казачества;
    е) содействие популяризации физической культуры и спорта среди российского казачества, организации проведения регулярных физкультурных мероприятий и соревнований всех уровней, направленных на физическое развитие казачьей молодежи, привлечению российского казачества к участию в мероприятиях по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
    ж) содействие научному изучению истории российского казачества, противодействие фальсификации страниц истории России, связанных с российским казачеством;
    з) содействие популяризации исторических мест, связанных с подвигами казаков - защитников Отечества, разработке туристских маршрутов по этим местам в целях сохранения исторической памяти и патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
    и) привлечение казачьих обществ и иных объединений казаков к участию в конкурсах на предоставление грантов Президента Российской Федерации и иных грантов, предоставляемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, в целях поддержки социально ориентированных инициатив казачьих обществ и иных объединений казаков;
    к) содействие личностному и профессиональному развитию руководителей и лидеров казачьих молодежных организаций;
    л) содействие казачьим молодежным центрам, созданным в местах компактного проживания членов казачьих обществ и иных объединений казаков, в осуществлении ими деятельности, направленной на развитие казачьих военно-патриотических и военно-спортивных лагерей, а также деятельности по военно-патриотическому воспитанию казачьей молодежи на основе культурно-исторических традиций и ценностей российского казачества;
    м) проведение мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы среди казачьей молодежи;
    н) содействие координации работы по военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию казачьей молодежи, сохранению, развитию казачьих традиций и культуры, развитию физической культуры и пропаганде здорового образа жизни среди казачьей молодежи;
    о) привлечение казачьих молодежных организаций к участию в мероприятиях по реализации государственной молодежной политики Российской Федерации.

    Федеральные государственные образовательные стандарты

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями)
          5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
          10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
          17. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
          19.3. Учебный план начального общего образования:
    В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
    учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
    учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
          19.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
    создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
    формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)
          3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
          9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
    1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
          15. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
          18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна обеспечить:
    формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды
    развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
    приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества,
    общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
    социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
          18.3. Учебный план основного общего образования:
    Учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
          3. «Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение»: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
          7. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
    1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
    2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
          15. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются: учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
          18.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования должна обеспечивать:
    формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • ЗАКОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 14 ноября 2013 года N 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
          Статья 3. Развитие образования в Ростовской области
          2. Развитие образования в Ростовской области осуществляется по следующим основным направлениям:
    4) обеспечение духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирование духовности, взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
    5) защита и развитие этнокультурных особенностей региона и традиций народов, проживающих на территории Ростовской области.

  • Постановление Правительства Рростовской области от 6 дек. 2012 № 1060 "Об утверждении Концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области"
          5. Механизмы и формы реализации государственной политики в отношении казачества
          5.4. Развитие практики использования исторических, культурных и духовных традиций казачества в воспитательной и образовательной системах. Развитие сети казачьих кадетских корпусов и образовательных учреждений, использующих в образовательно-воспитательном процессе казачий региональный этнокультурный компонент, является частью общего процесса изменения концепции образования в России.
    Региональный компонент в образовательных программах образовательных учреждений призван реализовать потребности этно-национального образования и способствовать сохранению и развитию казачьей самобытной культуры и традиций.
    Формирование образовательного пространства с участием регионального казачьего этнокультурного компонента и активным взаимодействием образовательных учреждений с казачьими обществами следует основывать на двух принципах.
    Первый - сохранение (формирование) этнической идентичности и развитие национальной школы с соответствующими задачами по сохранению и реализации ценностей, традиций, образа жизни казачьего народа.
    Второй - культивирование в воспитательных программах принципов патриотизма и служения Отечеству, и в этом смысле такие образовательные учреждения должны являться образцовыми учреждениями, решающими общегосударственные задачи по воспитанию граждан и патриотов России.

  • Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 № 1018 "Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом"

  • Постановление Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 475 "Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям"

  • Целевая программа регионального содержания образования в рамках «Концепции реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области» в условиях модернизации системы дополнительного профессионального образования»

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Постановление Администрации г. Новочеркасска № 147 от 18.02.2021 "О внесении изменений в постановление Администрации города от 25.12.2018 № 2084 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка казачества города Новочеркасска» (в редакции от 12.08.2020 № 1037)"
  • КОНЦЕПЦИЯ развития казачьего образования и воспитания подрастающего поколения города Новочеркасска
  • Приказ УОА г.Новочеркасска №561 от 23.10.2020г "Об утверждении Положения о муниципальном Ресурсном центре и присвоении статуса «ресурсного центра» общеобразовательным организациям"
  • ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальном Ресурсном центре по развитию дополнительного образования детей в городе Новочеркасск, в том числе реализации регионального («Казачьего») компонента.
  • ПЛАН РАБОТЫ муниципального Ресурсного центра по развитию дополнительного образования детей в городе Новочеркасск, в том числе реализации регионального («Казачьего») компонента.
  • Положение об образовательном учреждении со статусом «казачье»
  • Cписок ОО по станицам




  •  

    Управление    Учреждения    Деятельность    Документы    Контакты    Ссылки            Powered by CBM&Alex

    Сайт создан в системе uCoz